nadobdia

14.02
07:37

第五狗爪 (Пятая нога собаки)


У вашего покорного слуги чтение этой книги оставило на душе осадок некоторого недоумения и множество неразрешенных вопросов(что в общем-то, неудивительно, ведь на самом деле глав-вопросов в ней несколько больше заявленной сотни, следовательно название «100 ответов…» само уже указывает на определённую недосказанность!)Во-первых, и в главных, основное разочарование вызвала совершенно искусственно приделанная к названию, как к телеге пятое колесо, сама «Чжоу-и», что, на мой взгляд, имело целью лишь привлечение внимания читательской аудитории к популярному сегодня среди скучающих хипстеров «брэнду», чисто как маркетинговый ход. Ведь по сути, «100 вопросов…» целиком и полностью представляют собой сочинение по традиционной китайской медицине, с небольшим реверансом в натурфилософию даосизма(хотя как можно себе представить ТКМ без влияния последнего?) Просмотрев оглавление у Вас зарябит в глазах от повторения слова «ицзинистика», но начав читать, Вы увидите, что всё это богатство ограничиваются в основном лишь историческим экскурсом. А несколько параграфов, касающихся непосредственно содержания «Книги перемен», которые авторы попытались присовокупить к своим рассуждениям, смотрятся совершенно излишними и надуманными, как и их весьма необычное и спорное стремление экстраполировать внутреннюю структуру И-цзин, например, логику гексаграмм, на принципы этиологии и патогенеза человеческих заболеваний… Такой приём был бы дозволителен средневековым авторам, часто пытавшимся привязать свою философскую систему к какой-либо уже существующей старой традиции, с целью придать первой веса и значимости(например, к Таро или дереву сефирот на западе, схемам тайцзи-ту или у-син на востоке), но от современных писателей, не скованных требованиями «ipse dixit» мы ведь вправе ожидать большей честности — не стоит приплетать извне авторитетное учение или философию в свои выкладки без необходимости, только лишь для «красного словца»…Таким образом, как мне лично показалось, вся дюжина десятков вопросов-ответов, представленных в книге, делится на две достаточно независимые части: большую, в которой излагаются и объясняются основы и азы китайской медицины, виды влияний инь-ян, рассказывается об энергетических каналах-меридианах и воздействиях на ток по ним ци разнообразными благоприятными и болезнетворными факторами, о знаменитой ноу-хау — диагностике по пульсу, да и о многом другом, перечислять кое здесь нет совершенно никакой возможности: оставим судить о ценности изложенной информации знатокам. Единственное, показалось несколько непривычным и самонадеянным со стороны авторов совершенно свободное и беззастенчивое пользование в рассуждениях по поводу вышеназванных тем терминами аллопатической, западной медицины — но, как известно, китайцы, с их манией к ассимиляции чужих культур и мировоззрений уже давно пытаются синтезировать новую медицинскую науку на базисе традиционной и современной систем врачевания… поэтому такая, на наш взгляд, чудовищная эклектика, возможно, совершено и нормальна для восточного менталитета.Вторая, меньшая, но лучшая, по-моему, часть посвящена истории становления и развития философии даосизма, объяснению, и весьма глубокому и подробному надо сказать, его ключевых идей и понятий, разбору терминов и цитированию первоисточников. И здесь, уважаемый читатель, Вы натолкнётесь на «золотую жилу», ведь большинство из приводимых отрывков на русском языке толком никогда и не издавались. Тут есть и большие выдержки из знаменитого Цяньтунци, Тайпинцина и многих других канонических книг. Они в основном касаются наиболее фундаментальных понятий даосизма, а в особенности «пути киновари», таких как «син» и «мин», «поток-шунь» и «противоток-ни», а также взаимоотношений между триграммами-гуа… Надеюсь, что после этого скромного и далеко не исчерпывающего перечисления интересующиеся люди поймут, какая находка оказалась в их руках. Жаль только, что авторы, следуя своей линии изложения, пытаются применять и толковать вышеназванные понятия исключительно в русле лечения и профилактики болезней в соответствии с ТКМ, оставляя за скобками их более «горний», философский аспект. Наивно выглядят и их объяснения в исключительно механистическом «астрономическом» ключе, не учитывающие психологическую составляющую учения. И уж совсем надуманными мне показались попытки проследить корни китайского целительства к «Чжоу И», непосредственно которой уделено совсем мало времени, в основном в виде небольших вкраплений внутри других тем, которые не несут, в общем-то, собственной ценности и представляют типичное метафизическое «литьё воды». Уж лучше бы авторы изначально творили на историко-философском поприще, на мой взгляд, книга получилась бы сильнее.Итак, к сожалению, данная работа, написанная добросовестно и с большим тщанием, не стала своеобразным справочником «Всё, что вы хотели знать о Книге перемен, но боялись спросить», несмотря на многообещающее название. Но с ней определённо стоит ознакомиться по крайней мере ради приведённых ценных отрывков и выдержек из основополагающих сочинений по классической восточной философии, полные переводы которых, я надеюсь, скоро будут изданы на русском языке.
第五狗爪 (Пятая нога собаки)


Оставить комментарий

Вы не зарегистрированы, решите арифметическую задачу на картинке,
введите ответ прописью
(обновить картинку).




Папки